Теория игр

Теория игр (Game theory) — это теория поведения продавцов или, иными словами, игроков в условиях, когда принимаемые решения одного из них незамедлительно влияют на решения остальных.

Наиболее общим и простым примером теории игр может быть случай экономической войны между какими-либо двумя продавцами, ведущейся за рынок сбыта с помощью снижения цены. Каждый продавец будет снижать цену на свой продукт в ответ на снижение цены его конкурентом. В упрощенном случае результатом, при котором цены конкурентов совпадут, будет ноль. Эта ситуация отражена на графике 1.

График 1. Теория игр

График 1. Теория игр

Несколько иным примером является ситуация, представленная с помощью платежной матрицы, показанной на графике. 2. Как мы видим, матрица образована двухсторонней таблицей, состоящей из четырех квадратов, каждый из которых представляет результат самостоятельно принятых решений каждого из двух продавцов.

График 2. Платежная матрица

График 2. Платежная матрица

Квадрат A показывает начальную стадию конкурентной борьбы двух продавцов, каждый из которых при цене в 10 денежных единиц получает прибыль в размере 100 тыс. Решение продавца № 2 снизить цену принесет ему 200 тыс. прибыли при цене в 5 единиц, но его конкурент потеряет при этом 100 тыс. (квадрат B). Такого же результата добьется и продавец № 1, действуя аналогичным образом (квадрат C). В результате, конечным итогом их совместных действий станет положение, которое уравняет их статус по отношению друг к другу (квадрат D). Это положение, называемое равновесием Нэша (Nash equmbrium), принесет каждому из них нулевую прибыль. Таким образом, конечным результатом эгоистических, самостоятельных решений каждого из продавцов будет результат, который вреден им обоим.

Иными словами, самостоятельные решения каждого из продавцов в конкурентной борьбе «невидимой рукой» А. Смита приводят их к нулевой прибыльности, что полезно в целом для общества, но не совсем выгодно для отдельного продавца. Отсюда следует важный вывод — только путем сговора, тайного или открытого, продавцы могут добиться наиболее прибыльного для себя результата, который представляет квадрат A. Отсюда становится ясно, насколько важно для общества отсутствие барьеров для вступления в конкурентную борьбу как можно большего числа конкурентов-продавцов, в том числе и иностранных. Теория игр была разработана Джоном Нейманом и Оскаром Моргенштерном в их книге «Теория игр и экономического поведения», вышедшей в 1944 году («The Theory of Games and Economic Behavior», 1944).

Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.