Экономика и климат

В течении последних десяти лет, одна из самых больших проблем, волнующих общественное мнение и политические круги, является глобальное потепление и изменение климата. Сегодня экономика изменения климата использует экономические теории и компьютерные модели для изучения взаимодействия между государственной политикой, экономикой и климатом.

Котласский ЦБК, г. Коряжма, Архангельская область, РФ, 2009 г.

Котласский ЦБК, г. Коряжма, Архангельская область, РФ, 2009 г.

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК)

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (The Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC) является всемирным экспертом в области науки об изменении климата. В 2007 году МГЭИК разделил Нобелевскую премию мира с Альбертом Гором за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человечества, и установлении мер по их устранению.

Одно из последних изданий МГЭИК является Четвертый доклад 2007 года, состоящий из трех томов различных рабочих групп. Суть Четвертого доклада в том, что человеческая деятельность ведет к увеличению концентрации углекислого газа, метана и других парниковых газов в атмосфере, которые позволяют проникать инфракрасному излучению.

Парниковый эффект приводит к глобальному потеплению, которое, как предупреждают многие ученые, и в том числе экономисты, будет иметь драматические последствия для благосостояния человека в течении следующих сотен лет.

Провал рынка и государственные решения

Несмотря на то, что научные круги понимают все последствия глобального потепления, общество по-прежнему сталкивается с массой негативных внешних факторов. Фирмы, приступая к своей производственной деятельности, способствуют все большей концентрации в атмосфере парниковых газов, не принимая во внимание потенциального вреда, наносящего экологии. Главный экономист Всемирного банка Николас Стерн писал в своем знаменитом докладе, что изменение климата является «величайшим примером провала рынка, который мы когда-либо видели».

Чтобы справиться с изменением климата, многие (или даже большинство) экономистов одобряют введение так называемого налога Пигу на вредные выбросы, названного так по имени английского экономиста Артура Пигу, идеально подходящего для снижения негативных внешних факторов от производственной деятельности фирм. Данный налог может побудить предприятия к более рациональной и технологичной деятельности, снижающей вредные выбросы.

Политически налог Пигу трудно реализуемая задача, особенно в среднесрочной перспективе. Поэтому в практику вводится так называемая торговля квотами на выбросы или система ограничения выбросов и торговли, являющаяся рыночным подходом, используемым для контроля загрязнения окружающей среды путем предоставления предприятиям экономических стимулов для достижения цели сокращения выбросов загрязняющих веществ.

Ограничение выбросов предполагает установление правительством общих лимитов на ежегодные выбросы парниковых газов. Данные квоты раздаются различным группам либо продаются через аукционы. Многие считают такой подход оправданным и наиболее приемлемым в условиях рыночных отношений. Организации, у которых есть избыток квот на выбросы, вправе продать их более нуждающимся предприятиям, чтобы те в свою очередь покрыли свои запланированные выбросы.

В идеальных условиях, налог на выбросы углекислого газа может заменить любые ограничения выбросов и торговли. В реальном мире транзакционные издержки и различные неопределенности вызывают два подхода и имеют как минусы, так и плюсы в ведении налога на выбросы углекислого газа. Например, потому что ущерб от выбросов является кумулятивным и долгосрочным, а затраты на соблюдение требований по сокращению выбросов являются острыми и неотложными, введение налога на выбросы углекислого газа может снизить ущерб, наносимый окружающей среде, при более меньших затратах, чем система ограничения выбросов и торговли. С другой стороны, система ограничения намного проще позволяет проверить, правильно ли та или иная фирма соблюдает свой лимит на выбросы.

Хотя большинство экономистов считают, что есть веские основания для государственного вмешательства с целью сокращения выбросов парниковых газов, фактически это приводит к противоречиям.

Экономисты расходятся во мнении по поводу введения оптимального тарифа налога на тонну выбросов углекислого газа и введения ставки дисконтирования с учетом будущих выгод и затрат.

Борьба с изменением климата требует больших первоначальных затрат в виде упущенных товаров и услуг. Будь то налог на выбросы или система ограничений, правительство в любом случае забирает у производителей часть ресурсов. Таким образом, ВВП и доход на душу населения будет меньше, чем если бы этих налогов и ограничений не было бы.