Луис Майер

Американский кинопродюсер и предприниматель Луис Барт Майер

Луис Барт Майер (Louis Burt Mayer; 1884 — 1957) — американский кинопродюсер и предприниматель. Руководитель крупнейшей киностудии Голливуда «Metro-Goldwyn-Mayer» (MGM), а также Академии кинематографических искусств и наук, учредившая ежегодную премию «Оскар» в области киноискусства. Его также называют создателем так называемой «звездной системы» в MGM, куда входили самые выдающиеся киноактеры и киноактрисы. Настоящее имя Майера — Лазарь Меир. Его также называли просто «L.B». Он искренне верил в силу киноискусства и шел на многое ради того, чтобы MGM имел «больше звезд чем есть на небесах».

Луис Майер родился возможно 12 июля 1884 года в еврейской семье в украинском городке Дымер Российской империи. Его родителями были Якоб Меир и Сара Мельцер. У него было две сестры — Етта и Ида 1878 г.р. и 1884 г.р. соответственно. В те трудные для всех времена семья Меиров в 1887 году эмигрировала в США, где обосновалась в штате Род-Айленд, прожив там вплоть до 1892 года. В это время у Лазаря родились еще два брата — Рубин (апрель, 1888 г.р.) и Иеремия (апрель 1891 г.р.). В 1892 году семья перехала в город Сейнт-Джон, провинция Нью-Брансуик, Канада, где дети Меиров учились в школе. Там они часто сталкивались с антисемитскими выходками хулиганов и Лазарь часто учавствовал в уличных драках. Здесь в Канаде отец семейства начал свой бизнес, основав компанию J. Mayer & Son., занимавшаяся перекупкой металлолома. Вскоре в 1904 году 19-летний Лазарь Меир покинул дом и уехал в Соединенные Штаты в Бомтон, где основал свое предприятие по приему металлолома и где женился на Маргарет Шенберг с которой прожил до 1947 года. Ему приходилось трудиться на многих работах, так как бизнес не всегда приносил достаточный доход.

Логотип MGM

Логотип MGM

v

Ранняя карьера

Работая на случайных работах, Луис Майер однажды устроился на подработку а кинотеатр. Так и возникла идея собственного кинотеатра. Он, воспользовавшись поддержкой друзей, взял в аренду и полностью выполнил капитальный ремонт кинотеатра Gem Theater в городе Хаверхилл, штат Массачусетс. Кинотеатр был рассчитан на 600 мест. 28 ноября 1907 года Майер открыл свой первый кинотеатр, который стал называться Orpheum. Дабы развеять плохую прошлую репутацию кинотеатра, Майер в день открытия решил показать религиозный фильм. В течении нескольких лет он уже стал владельцем пяти кинотеатров в городе, а также совместно с Натаном Городоном создал товарищество Гордона-Мейера, которое управляло самой большой сетью учреждений кино и театра в Новой Англии.

В 1914 году Гордон и Майер основали собственное агентство по распределению фильмов в Бостоне. Также в это время Майер выкупил права на показ популярного тогда фильма «Рождение нации» в пределах Новой Англии, снятого в 1915 году, у компании D.W. Griffith за 25 000 $. В 1916 году Майер стал партнером известного кинопродюссера Ричарда Роуленда, совместно основав компанию Metro Pictures Corporation — агенство по развитию талантов в Нью-Йорке.

В 1918 году Майер перехал в Лос-Анджелес, что и неудивительно. Ведь уже тогда город становился цетнром киноиндустрии. Здесь он основал собственную киностудию Louis B. Mayer Pictures Corporation. Первым продуктом компании стал фильм «Добродетельные жёны», вышедший в 1918 году. В этом же году Майер совместно с кинопродюссером Б. П. Шульбергом основал киностудию Mayer-Schulberg Studio. Однако переломным моментом для Луиса Майера стал 1924 год. В этом году в апреле владелец сети кинотеатров Loews Theatres Маркус Лоу произвел слияние трех крупных киностудий — Metro Pictures, Goldwyn Pictures и Mayer Pictures путем покупки контрольных пакетов акций компаний. Новая корпорация стала называться Metro-Goldwyn-Mayer или сокращенно, MGM. В течении последующих 27 лет Майер был несменным руководителем киностудии, которая за это время стала самой крупной и успешной студией по производству полнометражных фильмов.

Джимми Дюрант и Луис Майер, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 1948 г.

Джимми Дюрант и Луис Майер, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 1948 г.

v

Главный босс MGM

Как глава студии Луис Майер превратил MGM в наиболее финансово успешную студию по производству фильмов в мире. Он всегда ценил и считал главным в фильме отображение семейных ценноствей в отличие от руководителем производства Ирвинга Талберга, мнение которого было немного иным. Вскоре из-за разногласий их отношения ухудшились и в 1932 году Майер уволил Талберга в то время когда у того был больничный из-за перенесенного сердечного приступа. Вскоре Талберг умер в 1936 году. А Майер стал самолично руководить производством. Он стал первым человеком в американской истории бизнеса получавший заработную плату в размере 1 млн. $. В течении 10 лет с 1937 года Луис Майер являлся самым высокооплачиваемым человеком в Соединенных Штатах, зарабатывая 1 300 000 $, что в переводе на сегодняшний день составляет 19 886 977 $.

При Луисе Майере MGM произвел в свет много успешных фильмов с такими звездами кино как Джуди Гарленд, Грета Гарбо, Кэтрин Хепберн, Кларк Гейбл и др. Мейер при этом считался очень деспотичным и безжалостным руководителем. Ведя переговоры с актерами по поводу зарплат он стремился оставить оплату на довольно низком уровне, прибегая к самым разным способам, включая шантаж. Но несмотря на это, Кэтрин Хепберн описывала его как «хорошего человека» и утверждала, что лично догаваривалась о многих своих контрактах с Майером лично. Элизабет Тэйлор описала Майера как монстра, но другие актеры, например Роберт Тэйлор, Грир Гарсон, Хэди Ламарр видели его как человека, подходящего на роль отца.

Поздние годы

К 1948 году компания MGM значительно потеряла свои позиции на рынке. Этому способствовало появление телевидения, ставшего популярным. Дни славы MGM были на исходе из-за решения Верховного суда США, запретившего монопольную связь между киностудиями и сетями кинотеатров, которые показывали их фильмы. Майер предпринял попытку вернуть позиции киноиндустрии, наняв на пост производства фильмов молодого и креативного сценариста Дора Шари, взгляды и интересы которого отличались от консервативных интересов Мейера. Между Мейером и владельцем киностудии Николасом Шенком начал расти конфликт. Этому во многом способствовало то, что в 1951 году киностудия в третий раз подряд осталась без главного мерила успеха всех фильмов — премии «Оскар», в то время как деятельность Шери начала приносить свои успехи. В конце концов Шенк решил уволить Мейера с поста генерального директора после 27 лет руководства компанией.